11 августа 2020 "Аннулирование" диагностической карты ТС создаст проблемы с актуальностью полиса ОСАГО.
Аннулирование диагностической карты ТС создаст проблемы с актуальностью полиса ОСАГО.
Согласно постановлению правительства РФ № 1134 от 29 июля 2020 года о ведении автоматизированной системы техосмотра - диагностическим картам автомобилей может присваиваться новый статус - «аннулирована». Потеря актуальности потребует повторного прохождения ТО в оперативном порядке, в противном случае у них могут возникнуть проблемы с полисами ОСАГО, к которым «привязана» диагностическая карта. Новое постановление вступит в силу с 21 марта 2021 года вместе с законом о техосмотре.
Постановление сохраняет два имевшихся ранее статуса диагностической карты - «действующая» и «архивная».
«Ранее статус «аннулирована» диагностической карте не присваивался. В этой связи есть целый ряд нерешенных вопросов, вытекающих из постановления. Они связаны с порядком информирования водителей о потере актуальности карты» - отметил Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов, при этом он обратил внимание на то, что «в постановлении не говорится о том, что полис ОСАГО при аннулировании карты автоматически приостанавливается, расторгнуть договор ОСАГО по закону можно только по суду».
«Аннулирование диагностической карты автомобиля может происходить как в связи с нарушениями, допущенными самим водителем при прохождении ТО, так и с нарушениями, допущенными оператором ТО. Требования к проведению ТО определяет МВД, решение об аннулировании - то же ведомство. Информация об аннулированных картах будет доступна РСА и операторам ТО. Регламент последующего взаимодействия с водителями вследствие такого решения не определен, порядок описывает отношения между сторонами обмена - юрлицами», - пояснил Ефремов.
Как отмечается в постановлении:
- Статус «действующая» присваивается при оформлении карты в системе ТО по результатам проверки автомобиля и действует до истечения срока ТО.
- Статус «архивная» присваивается после истечения срока действия карты, информация хранится в системе 5 лет.
- Статус «аннулированная» присваивается в случае принятия органом госконтроля (МВД) решения об аннулировании диагностической карты.
Между тем, для водителя перевод его диагностической карты в категорию «аннулированных» может создать серьезные проблемы. Договор ОСАГО или его продление невозможно без актуальной диагностической карты, подтверждающей своевременное прохождение ТО. При возникновении ДТП (если его причиной признают неисправность автомобиля и не было актуального ТО) страховщик ОСАГО платит возмещение пострадавшему, но имеет право по законодательству затем взыскать всю выплату с виновника-водителя без ТО.
«Мы предполагаем, что после извещения оператора об аннулировании результатов ТО именно он проинформирует своих клиентов. Если такой статус получен картой из-за ошибок и недочетов самого оператора, видимо, повторное прохождение ТО для клиента будет бесплатным. В любом случае в первую очередь с водителем должен разобраться тот, кто оказал услугу техосмотра», - отметил Ефремов.
По его словам, РСА со своей стороны получит данные об аннулированных картах. Союз контролирует порядок аккредитации операторов ТО, если кто-то нарушил права клиентов и не исправил ошибок, если есть жалобы, то РСА, согласно законодательству, вправе отозвать аккредитацию у оператора. В постановлении правительства отмечается, что РСА отвечает за «предоставление информации о приостановлении аттестатов операторов ТО и их возобновлении, а также об аннулировании таких аттестатов».
«В настоящее время страховщики ОСАГО анализируют постановление правительства о порядке ведения единой базы и последствия применения новых положений. Еще будут обсуждаться аспекты построения информационного взаимодействия автостраховщиков с клиентами на тему аннулированных карт техосмотра», - заявил Ефремов, добавив, что готовых решений пока нет.
Как сообщалось ранее со ссылкой на пресс-службу правительства, премьер РФ Михаил Мишустин подписал положение о ведении единой автоматизированной системы техосмотра. Оператором автоматизированной системы является МВД. Страховщики ОСАГО обращаются к этой системе при оформлении полисов ОСАГО.
Постановление регламентирует особенности оформления диагностических карт, присвоения им статуса, получения сведений из автоматизированной системы, а также способы защиты данных электронных документов, порядок взаимодействия всех участников, задействованных в процедуре техосмотра. Так, постановление предусматривает, что в единой автоматизированной системе будут содержаться сведения о марке и модели транспортного средства, его идентификационный номер (VIN), номера кузова, шасси, регистрационной карты со сроком её действия, показания одометра, дата проведения техосмотра, данные о месте прохождения ТО и операторе. Функционал системы должен обеспечивать невозможность оформления диагностической карты, если пропускная способность пункта ТО превышена. Таким образом, будут исключены ситуации, когда оператор ежемесячно выдаёт, к примеру, сотни карт, а оборудование позволяет проверять лишь несколько десятков автомобилей, говорится в сообщении правительства. Новые правила прохождения техосмотра, предполагающие фотофиксацию процедуры и оформление диагностической карты в электронном виде с цифровой подписью, вступят в силу 21 марта 2021 года. Они были приняты для того, чтобы прекратить практику массового оформления диагностических карт без реального проведения техосмотра. Изначально планировалось, что новая система начнёт действовать 7 июня 2020 года, но из-за пандемии было принято решение о переносе сроков.